Главная / Армения / Гагик Погосян. Когда судья жестче прокурора

Гагик Погосян. Когда судья жестче прокурора

В 2009 году судья Гагик Погосян был переведен из суда Шенгавитского района Еревана в суд общей юрисдикции общин Кентрон и Норк-Мараш. На тот момент он уже приобрел славу судьи, выполняющего политические заказы, как все судьи, выносившие решения по делам 1 марта [2008г., силовой разгон мирной акции сторонников оппозиции, арест сотен оппозиционеров, гибель 10 человек] и увеличивавшие число политзаключенных в стране. Действия Погосяна в последние годы укрепило мнение о том, что он всегда выносит политические вердикты по указке властей.

Дело Тиграна Аракеляна и активистов «Армянского национального конгресса»

Скандальное дело активистов АНК, начатое в результате инцидента у ереванского Лебединого озера 9 августа 2011 года, завершилось через год вердиктом Гагика Погосяна, согласно которому, Аракелян был приговорен к 6, Артак Карапетян к 3.5, Саргис Геворгян и Давид Кирамиджян – к 2 годам заключения. Примечательно, что прокурор Акоп Мартиросян требовал для Кирамиджяна 2 года условно, однако Гагик Погосян пренебрег требованием прокурора и приговорил оппозиционера к 2 годам.

В ходе производства Погосян игнорировал множество различных ходатайств стороны защиты, не учел утверждений активистов о том, что они были избиты во время задержания и в отделении полиции. Показания против молодых людей давали в основном полицейские. Судья не счел заслуживающими доверия утверждения активистов АНК о том, что полицейские намеренно спровоцировали спор и затем избили их. Судья пренебрег и тем, что свидетель Грант Мириджанян, работавший на ул. Туманяна 19 инспектором на автостоянке, рассказал в суде, что оперы отделения полиции в общине Кентрон несколько раз силой тащили его в полицию и заставляли писать показания.

Следящие за производством правозащитники и журналисты неоднократно отмечали, что зачастую Погосян не слушал ни одну из сторон, и на заседаниях он либо раскачивался в кресле, либо спал.

Поджог DIY

В мае 2012 года националисты Араме и Амбик Хабазяны подожгли бар DIY солистки панк-группы «Пинцет» Армине Оганезовой (Цомак).

Уже через несколько дней после атаки на бар было ясно, что существует политическое решение не наказывать братьев, несмотря на оценку ряда общественных организаций, назвавших действия Хабазянов «националистической атакой» и «террористическим актом» против меньшинств. Армине Оганезова, в свою очередь, заявила, что братья являются членами националистической организации, которые несколько раз атаковали бар на почве ненависти.

В защиту братьев выступил депутат от «Дашнакцутюн» Арцвик Минасян, выплативший залог за одного из Хабазянов. Депутат от правящей РПА Эдуард Шармазанов также не осудил действий братьев. «Все те, кто пытается взять под свою защиту гомосексуалов, развращающих наше общество, оскверняет наш армянский национальный облик», — сказал депутат греческого происхождения.

В июле 2013 года судья Гагик Погосян приговорил братьев-националистов к 1 году 7 месяцам лишения свободы и назначил 2 года испытательного срока, а также обязал обвиняемых компенсировать ущерб в 3.227.563 драмов (около $8 тысяч).

В апелляционной жалобе пострадавшей стороны говорится: «С точки зрения прав человека поступок обвиняемых является преступлением, совершенным на почве ненависти. Хотя уголовное законодательство не предусматривает преступления на почве ненависти, однако была возможность, применив международные соглашения о правах человека, назначить строгое наказание, тем самым предотвратив распространение гомофобии, ненависти и дискриминационного отношения».

Апелляционный суд, однако, оставил в силе вердикт Гагика Погосяна, кроме того, он применил амнистию в отношении Хабазянов.

Покушение на Паруйра Айрикяна

Следствие по делу о покушении на кандидата в президенты, лидера Объединения «Национальное самоопределение» Паруйра Айрикана (1 февраля) длилось меньше, чем, к примеру, дело оппозиционных активистов, а судья Гагик Погосян вынес вердикт, которым были недовольны и пострадавший, и обвиняемые.

Погосян счел доказанным, что заказал покушение другой кандидат в президенты, эпосовед Вардан Седракян, и хотя прокурор Арам Амирзадян потребовал 12 лет заключения, Погосян приговорил Седракяна к 14 годам.

Обвиняемый в организации покушения Самвел Арутюнян получил 12, а стрелявший в Айрикяна Хачик Погосян – 14 лет заключения.

После оглашения вердикта адвокат Седракяна заявил, что его подзащитный не имеет отношения к покушению. Еще в ходе следствия Арутюнян и Погосян сообщили, что Седракян не заказывал им убийство, между тем, на этапе предварительного следствия они заявили, что заказчиком был именно Седракян. На заседании 24 июня Самвел Арутюнян заявил, что он долгое время работал на Вардана Седракяна, который постоянно платил ему меньше обговоренной суммы. Это так разозлило обвиняемого, что он решил насолить Седракяну, организовав и втянув его в такое громкое дело.

Пострадавшая сторона, в свою очередь, заявила, что в ходе следствия не рассматривался вопрос о том, от кого Седракян получал крупные денежные суммы. По словам адвоката Айрикяна Левона Багдасаряна, в деле имелось доказательство, что Седракян получил $100 000 из России. Пострадавшая сторона утверждает, что следствию не удалось выяснить, кто перечислил сумму и каким образом Седракяну удалось накопить такие средства в короткие сроки.

«Орган предварительного следствия и судебный орган совершенно не заинтересовались информацией о ставке в 3 миллиона долларов и проигрыше в 250 тысяч. Откуда эти суммы появились у человека, который с гордостью заявляет, что не работал и не будет работать, но автомобиль у него дороже, чем у Айрикяна», — заявил лидер «Национального самоопределения». По словам Паруйра Айрикяна, выяснив это, можно было бы выйти на заказчиков высшего звена.